Цифровой микроскоп

Цифровой микроскоп - это микроскоп, к которому можно подсоединять фото- или видеокамеру посредством адаптера, что позволяет анализировать полученные изображения на компьютере, сохранять и передавать результаты, исследовать объекты как в микроскоп, так и непосредственно на экране монитора, а так же продемонстрировать их для широкой аудитории с помощью проектора.

Управление цифровым микроскопом, как и любым другим интерактивным оборудованием, происходит с помощью специального программного обеспечения, входящего в комплект поставки.

Основным критерием оценки микроскопа и системы ввода изображения является уровень используемой оптики. Также немаловажная характеристика системы ввода изображения - разрешающая способность.

Достоинствами цифровых микроскопов является: 
  • возможность использования компьютерных методов анализа и редактирования изображения;
  • сохранение промежуточных и конечных результатов исследований;
  • возможность без дополнительных трансформаций микроскопа производить наблюдения как визуально, так и на экране монитора, спроецировать при помощи проектора;
  • возможность передачи результатов исследований на расстояния.
Как работает цифровой микроскоп?
 
Рассматриваемый микропрепарат помещается на предметный стол микроскопа, выбирается объектив с нужным увеличением, цифровая камера снимает полученное изображение и передаёт его в компьютер по USB-кабелю. Также при исследовании задействована подсветка микропрепарата (верхняя, нижняя) и фокусировочный механизм. Всё это позволяет сделать точное и чёткое изображение исследуемого объекта.
 Устройство цифрового микроскопа
Программное обеспечение, идущее в комплекте, позволяет управлять фото- и видеосъёмкой, сохранять и обрабатывать полученные изображения, создавать учебные фильмы на основе собранного материала.
Работа с цифровым микроскопом невозможна без специальных микропрепаратов. Здесь надо заметить, что изначально в комплекте с оборудованием идёт только базовый набор образцов, а расширенные комплекты приобретаются отдельно.
 
Какими бывают цифровые микроскопы?

Существует множество способов классифицировать цифровые микроскопы. Так, например, эти устройства можно поделить по следующим признакам:
  • по режиму работы;
  • по кратности увеличения;
  • по разрешению цифровой камеры;
  • по числу подсветок;

В зависимости от режима работы, микроскопы могут быть оснащены только цифровыми камерами для вывода изображения, а могут быть оснащены также окулярами, как и у простых оптических микроскопов. В первом случае изображение может быть выведено только на компьютер. Во втором случае микроскоп может быть использован и автономно, без использования компьютера.

Также встречаются микроскопы, оснащённые собственными съёмными дисплеями, что делает его полностью автономным устройством. Имеются модели микроскопов, сочетающие в себе все три вышеназванных разновидности.

Существуют также и ручные микроскопы, отличающиеся своей особой портативностью.

В зависимости от кратности увеличения микроскопы позволяют получать изображения, увеличенные в 10, 60, 200 и более раз.

В зависимости от цифровой камеры можно встретить микроскопы с разрешением от 0,35 до 1,4 и более мегапикселей. Этот параметр позволяет получить более точное изображение объекта.

По количеству подсветок микроскопы могут быть как с одной, так и сразу с двумя – верхней и нижней. Последнее даёт возможность исследовать объекты в отраженном и проходящем свете. 

Почему цифровые микроскопы нашли своё применение в образовании?

Дети по своей природе – исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир. Им интересно все. Поддерживать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия для исследовательской деятельности – задачи, которые ставит перед собой школа сегодня.

Реализовать эти задачи на уроках естественнонаучного цикла помогает работа с цифровым микроскопом.

Наличие цифровой камеры, подключаемой к компьютеру и проектору, делает микроскоп «доступным» сразу всему классу, т.к. не нужно каждому ученику смотреть в объектив, не нужно несколько микроскопов для работы на уроке. Изображение объекта, находящегося на предметном столике микроскопа, выводится на экран и его могут видеть все ученики класса.
Компьютер позволяет сохранить образ объекта в виде фотоснимка или видеофильма. Специальные компьютерные программы позволяют редактировать эти снимки и видеоролики для получения более яркого и наглядного образа объекта. Если время на уроке не позволяет провести наблюдения, учитель может заранее подготовить снимки или видеоролик и использовать их на уроке.

    Групповая работа учащихся с цифровым микроскопом

Использование цифрового микроскопа в образовательном процессе нацелено на:

  • повышение уровня мотивации и познавательной активности обучающихся;
  • проведение лабораторных и практических работ на уроках индивидуально, групповым методом и фронтально с использованием мультимедийного проектора, научно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
  • реализацию задач интеллектуально-направленной педагогики как средства развития и саморазвития одаренных детей в ИКТ-насыщенной среде;
  • изменение способов взаимодействия между школьниками и учителем в ходе совместной учебной и внеурочной деятельности;
  • расширение арсенала доступных технических средств ведения урока как стимулирование учителя к творческому поиску и освоению новых форм и методов обучения.
По материалам http://www.koipkro.kostroma.ru