Медиатека


Медиатека  — фонд книг, учебных и методических пособий, видеофильмов, звукозаписей, компьютерных презентаций, а также техническое обеспечение для создания и просмотра фонда: компьютер, видеокамера, магнитофон, видеомагнитофон, проекторы (wikipedia.org).

Медиатека в школе
– это структурное подразделение, которое включает совокупность фонда книг и разнообразных технических и информационных средств; располагает педагогически обоснованным комплексом оборудования и мебели для хранения книг, информационных и технических средств, читальным залом с различными рабочими зонами, где созданы благоприятные условия для индивидуализации и развития творческих способностей учащихся.
Именно медиатека, предоставляя соответствующие условия для реализации самостоятельности учащихся в обучении, для их познавательной и творческой деятельности с широкой опорой на коммуникацию, может внести конструктивные изменения в школьное образование, связанные как с учебной работой, так и с индивидуальными интересами.
Открывается перспектива взаимодействия индивидуально или в небольших группах с
другими школьниками и учителями, используя телекоммуникационные средства. Медиатека предоставляет учащимся условия для самовыражения, коммуникации и социальной адаптации.

Пользование медиатекой школы ориентировано:

  • на учебную работу, как по основным предметам, так и по курсу углубленного изучения;
  • на индивидуальную деятельность;
  • на широкую самостоятельную внеурочную деятельность как индивидуально, так и в группах. 
Это предполагает оказание сотрудниками центра постоянной помощи учащимся:
  • в развитии самостоятельной деятельности (услуги по выбору содержания, методик использования медиасредств);
  • в создании презентаций из имеющихся медиаобъектов;
  • в копировании учебных материалов;
  • в получении информации о новых мультимедиа или Интернет-ресурсах по предмету.
Учителя в медиатеке получают информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, что позволяет более полноценно готовиться к занятиям и в то же время систематически повышать свой профессиональный уровень.

В школьной медиатеке должны быть созданы условия:

  • для индивидуальной работы учителя по просмотру, оценке и отбору средств обучения, необходимых для использования непосредственно на уроке или во внеклассное время;
  • для создания собственных средств творческой деятельности учителя, таких как презентации для включения в урочную или внеклассную деятельность, докладов и сообщений на педагогических советах и методических совещаниях.
Из медиатеки учитель может связаться с педагогами других городов, стран, работая в рамках телекоммуникационных проектов.
На базе медиатеки, в специально отведенном для этого месте, могут проводиться некоторые формы уроков, требующие индивидуальной и групповой работы со средствами информации: книгами, видеоматериалами, обучающими программами и электронными тренажерами по определенной теме учебной программы. Могут также проводиться внеклассные мероприятия.

Рабочие зоны медиатеки

Наиболее эффективным является реализация проекта объединения в единый блок помещений библиотеки, компьютерного класса и зоны для групповой работы учащихся и учителей. Создается единая медиасистема, включающая в себя:
  • книжный фонд;
  • фонд учебников;
  • абонемент;
  • места для индивидуальных занятий с книгой(читальный зал);
  • фонд нетрадиционных информационных носителей;
  • места для индивидуальных и групповых занятий с информацией, размещенной на электронных носителях.
Площади школьной медиатеки можно условно разделить на три зоны:

Зона № 1 содержит открытый доступ, абонемент, читательский каталог. Основными функциями является выдача книг и других средств информации учащимся, учителям и администрации. Предоставляется возможность доступа не только к традиционным книжным фондам школьной библиотеки, но и к базе данных школы, к Интернет-ресурсам для поиска информации, которая, возможно, отсутствует в данной библиотеке, но необходимость в ней имеется. Копировально-множительную технику необходимо размещать недалеко от рабочих мест специалистов медиатеки для более эффективной организации их труда.

Примерный перечень оборудования:

Зона № 2 – читальный зал. Основной функцией является организация индивидуальной самостоятельной деятельности с традиционными (бумажными) и нетрадиционными средствами информации.
В фонде читального зала, помимо традиционных книг и периодики, могут быть доклады, рефераты, другие документы, созданные самими учащимися, нетрадиционные носители информации, в том числе и электронные. Зона должна быть достаточно просторной, позволяющей организовать и оборудовать рабочие места для значительного количества посетителей одновременно.

Рекомендуемое оборудование для самостоятельной работы учащихся:

Зона № 3. Главной функцией данной зоны является предоставление возможности взаимодействия между учителями и учащимися, сотрудниками медиатеки. Основное назначение этой зоны – проведение групповых занятий:
  • в урочное время, например для проведения уроков с использованием видеопрограмм;
  • во внеурочное время для занятий в группах с использованием технических средств (компьютера, проектора).
Для этого может быть выделено отдельное помещение (учебный кабинет), площадь которого позволит организовать пространство для групповых занятий.
В зоне № 3 должны находиться не только рабочие места для подготовки к занятиям и проведения уроков, но и технические средства, позволяющие проводить занятия с использованием медиаресурсов.

Примерный перечень оборудования:

По материалам http://www.sch1350.ru


Назад в раздел